Среда, 15.05.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Дубровиной Ксении Анатольевны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Гостевые статьи » Гостевые статьи

Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
1. Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент. Представить обучение без ИКТ, уже просто невозможно! Ни один человек умело распорядиться своими возможностями не сможет, без знаний, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Время движется вперёд! Информации становится всё больше. Хранить, передавать эту информацию другому поколению, взаимодействовать с культурой без помощи компьютера уже нельзя. Роль ИКТ очень велика и значима для общества. Каждое учреждение, каждый дом обойтись без этого не могут. Компьютер – верный друг и помощник в обучении.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс имеет два основных направления.
Первое направление - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса, его индивидуализации и частичной автоматизации рутинной работы учителя, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний учащихся.
Второе направление – это системный подход. Он представляет собой технологизацию учебного процесса. Оно приведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм обучения
2. Актуализация вопроса информатизации образования.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования. ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание обучающегося;
  • значительно снижать временные затраты учителя на контроль нормативных знаний;
  • быть точным и объективным в оценке знаний;
  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  • выходить в мировое информационное сообщество;
  • использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
К дидактическим функциям ИКТ относятся:
- организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);
- организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения;
- формирование у обучающихся коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера);
- формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.
Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае,
- когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ,
- владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения,
- способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета;
- ИКТ используются не как цель, а как педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока, активизации познавательной деятельности учащихся
Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя, которая включает в себя:
- совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям,
- способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
и складывается из трех компонентов:
• знать,
• уметь пользоваться,
• уметь применять в учебной деятельности.
Использование ИКТ позволяет сделать каждый урок насыщенным и динамичным, организовать обучение с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм на различных этапах урока и при его подготовке, а именно:
1. На этапе подготовки к уроку
· использование электронных и информационных ресурсов, оформление их на электронных или бумажных носителях;
· создание УМК с помощью Интернет - ресурсов, базовых программ.
2. При объяснении нового материала на уроке:
· использование предметных коллекций,
· использование динамических таблиц и схем,
· применение интернет – ресурсов.
3. На этапе закрепления пройденного материала фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.
4. Для осуществления контроля знаний промежуточное или итоговое тестирование (фронтальное, групповое или индивидуальное). Тесты проводятся по двум вариантам:
- в режиме on-line (на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой);
- в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. По опыту работы можно выделить следующие формы занятий, при которых работать в компьютерном классе наиболее эффективно:
  • диагностическое тестирование качества усвоения материала;
  • тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
  • обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
  • режим самообучения;
  • режим графической иллюстрации изучаемого материала.
Критерии оценки урока с использованием ИКТ:
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.
Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.
Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.
Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:
1. Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).
2. Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).
3. Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).
4. Соблюдение санитарно – гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).
 5. Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).
В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:
  • выполнение плана урока
  • достижение целей урока
  • как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему
  • общее заключение об уроке
Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.
Важнейшими проблемами остаются:
1. Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий.
2. Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе.
3. Недостаточная материально-техническая база школ.
Поиск эффективных путей решения этих сложных проблем обеспечит педагогическую целесообразность процесса информатизации образования.
5. Задачи перед педагогическим коллективом в свете требований современного времени:
1. Развитие информационной, исследовательской компетенции педагогов и школьников:
· навыки работы с компьютером;
· умение работать со словарями, энциклопедиями, справочниками;
· умение самостоятельно изучать первоисточники;
· умение определять объект и предмет исследования;
· умение ставить цели, определять средства, формулировать задачи;
· умение выявлять проблемы;
· умение анализировать собранные материалы
2. Повышение качества образования за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ.
3. Обеспечение доступа учителей, учащихся и родителей к информационным ресурсам.
4. Использование компьютерных информационных технологий для преподавания различных предметов.
Подводя итог, хочу сказать: « ИКТ – это настоящее, это будущее, это прошлое. Образование, да и вообще любая сфера жизни, будет изучена и достигнута, передана и усвоена, только с помощью информационных технологий. Поэтому изучать ИКТ просто необходимо»! ИКТ делают страну развитой, конкурентоспособной на мировом рынке. Государство, в настоящее время, признало важность роли ИКТ, и поэтому эффективность функционирования экономики и управления стало базой для их проникновения в инфраструктуру страны. Всё это позволяет предполагать дальнейшее динамичное развитие отрасли, что и нужно и просто необходимо в настоящий момент!
В заключение хочу отметить, что никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для учителя.
 
Категория: Гостевые статьи | Добавил: @lex (05.12.2012) | Автор: Грауберг Елена Анатольевна
Просмотров: 2420 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz